Оборудование троп и маршрутов

Туристский маршрут – путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например скальных массивов с оборудованными скалолазными дорожками, горных вершин, мест остановок на привал.

В горах Европы и Америки тысячи километров промаркированных и оборудованных маршрутов, которые  поддерживаются национальными и региональными альпинистскими клубами, ассоциациями и федерациями альпинизма, а также другими ведомствами. Многие сегодняшние маршруты проходят по тропам, которые использовались веками, например, для перегона овец или соединяли обитаемые долины через перевалы.

Маркированные тропы

Направления маркированных маршрутов показаны стрелками на указателях, расположенных в начале тропы или в местах развилок. Там же, как правило, существуют большие щиты с картой-схемой района и таблички с описаниями тропы, исторической справкой о достопримечательностях, информацией о флоре и фауне, а также сведениями о правилах безопасности и различного рода рекомендациями. Для того чтобы не сбиться с пути, по всему маршруту на определенном расстоянии друг от друга на деревьях или камнях нанесена маркировка – отметки краской разного цвета. В районах с большим количеством маршрутов, пересекающихся друг с другом как паутина, например в Альпах, они пронумерованы. Существуют цветовые и прочие обозначения сложности маршрута, использующие систему, принятую для данного района, а также конкретного типа маршрута: треккинговый или туристический путь, скалолазный маршрут, виа феррата, восхождение на вершину.

По самым популярным тропам в разгар сезона ежедневно проходит несколько сотен человек.

Развитая инфраструктура оборудованных троп и маршрутов существует в Альпах и других горных системах Европы: Татры, горы Пирин и Рилы в Болгарии, а также в горах и каньонах Америки. Существуют даже маршруты на вершины и к смотровым площадкам в горах, оборудованные специально, чтобы туда могли подняться люди с ограниченными возможностями в инвалидных креслах, – как правило, это широкая, вымощенная камнями пологая дорожка, идущая серпантином вверх и огражденная каменными бордюрами или металлическими перилами, которые не позволяют скатиться с обрыва.

Туристический подъем на вершину Angels Landing в национальном парке Zion (США), дорога проложена в отвесных скалах между скалолазными маршрутами с учетом того, чтобы по ней могли подниматься люди в инвалидных колясках

Для всех горных регионов издаются топографические карты. В большинстве случаев это карты масштаба 1:25000 и 1:50000. На такие карты наносятся тропы, лесные дороги, горные приюты и вся остальная информация, необходимая во время похода. Купить карты можно в отелях, спортивных магазинах, пунктах аренды снаряжения, туристических офисах и горных приютах.

Скалолазные маршруты

Маршруты на скальных массивах, оборудованные стационарными болтами, шлямбурами, анкерами. Они используются скалолазами для спортивного лазанья. Тысячи людей ежегодно посещают популярные скалолазные районы с оборудованными там скальными маршрутами.

Маршруты виа феррата

В переводе – железный путь. Полностью оборудованные не только болтами для страховки, но и страховочными металлическими тросами, а иногда скобами, лестницами, навесными мостами, по которым могут подниматься не только профессиональные альпинисты, но и любые физически здоровые люди, не обладающие специальными навыками и приемами.

Самостраховка осуществляется посредством универсальной страховочной системы или беседки и так называемого «комплекта самостраховки для виа феррат» (Via Ferrata Set, Klettersteigset, EAS), состоящего из динамической веревки или стропы, амортизатора рывка (шок-абсорбера) и двух специальных «ферратных» карабинов (то есть карабинов типа «К» по классификации UIAA), надеваемых на страховочный трос.

Основоположницей виа феррат является Австрия – самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 году в австрийском горном массиве Дахштайн. Интенсивное строительство виа феррат наблюдается с 90-х годов прошлого века. Ежегодно на территории Альп строится примерно 50 новых виа феррат, в 2008 году их общее количество в Альпах насчитывало примерно 1 000 штук.

Оборудованные маршруты в России

По состоянию на 1975 год в СССР имелось свыше 350 всесоюзных и свыше 6 тысяч плановых местных маршрутов. Маршруты союзного значения разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, местные – республиканскими, краевыми и областными советами. Требование совершить туристские маршруты для всех возрастных групп населения (от 10 лет и старше) входило в комплекс нормативов ГТО.

Суммарно на всех маршрутах до периода перестройки и распада СССР было обслужено более 40 миллионов туристов.

В популярных местах активного отдыха существовала сеть маркированных троп с местами для отдыха, указателями и схемами, оборудованием которых занимались спортивные общества и клубы, а также другие общественные организации. В горах пути к местам бивуаков и маршруты через перевалы маркировались специальными турами, сложенными из камней.

После перестройки и распада профсоюзной системы, а также в связи с отсутствием должного финансирования спортивных ведомств прекратились массовые работы на региональном и всероссийском уровнях по обновлению старых и оборудованию новых маршрутов. В настоящее время оборудованием горных троп и скалолазных маршрутов занимаются отдельные региональные туристические и альпинистские федерации при поддержке местных органов власти, а также национальные парки или отдельные энтузиасты.

Самая развитая инфраструктура с оборудованными тропами, маршрутами, указателями, картами, табличками, местами для отдыха и стоянками, а также действующим информационным центром в настоящее время создана в национальном парке «Столбы» в Красноярском крае.

Создание единой системы оборудования троп и  маршрутов

Рекогносцировка

  • исследование местности;
  • прокладка рекомендованного маршрута;
  • составление его карты-схемы;
  • выявление смотровых точек, экскурсионных объектов, мест отдыха;
  • разработка вариантов оборудования маршрута для прохождения через преграды;
  • составление перечня объектов, расположенных в зоне тропы;
  • определение примерной тематики научных и художественных текстов, призывов, обращений для размещения их на стендах.

Оборудование

  • проведение конкурсов и тендеров на лучшие призыв, лозунг, дорожный знак, текст информационных досок – в соответствии с перечнем объектов;
  • изготовление стендов, знаков, информационных досок в соответствии с эскизами;
  • установка указателей, знаков, стендов, информационных досок;
  • маркировка троп;
  • оборудование скалолазных маршрутов;
  • установка столиков и скамеек в местах отдыха;
  • выпуск картографического материала, путеводителей, рекламных проспектов.

Информационное сопровождение

По итогам работы создается информационный материал. Он включает:

  • описание местонахождения;
  • описание проезда, подходов;   
  • режим использования объекта;
  • карты-схемы и путеводители с описанием маршрутов, мест отдыха, экскурсионных и спортивных объектов;
  • список необходимых мероприятий по поддержанию и благоус­тройству района;
  • информацию об ответственных за безопасность в районе;
  • информацию о шефствующих учреждениях.

НАШИ ПАРТНЕРЫ


© ООО «УПРАВЛЕНИЕ АЛЬПИНИСТСКИХ ЛАГЕРЕЙ», 2017

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

Адрес: Москва, Б. Ржевский пер., д. 5, офис 207
E-mail: info@ualp.ru
Телефон: +7 (977) 255 37 19